Муниципал
ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

_сми.публикации 3 сентября 2015, 14:55

<html><b>Сергей Трохманенко: Муниципалы воруют далеко не всегда</b></html>

Депутаты муниципалитетов не нарушают закон, когда получают зарплаты в унитарных предприятиях. Хотя подобную практику можно назвать неэтичной. Такое мнение в интервью ЗАКС.Ру высказал депутат Законодательного собрания Сергей Трохманенко, до 2011 года занимавший должность заместителя главы муниципального образования Невская застава. Он считает, что коррупцию в муниципалитетах можно было наблюдать на последних выборах. Однако большее количество злоупотреблений при расходовании бюджетных средств происходит из-за непрофессионализма депутатов. — Вам лично приходилось сталкиваться с муниципальной коррупцией? — Смотря, что понимать под словом "коррупция". Есть четкие обязанности, бюджет, процедуры. Если говорить о нецелесообразном расходовании бюджетных средств, то, когда я работал в МО Невская застава, у нас такого точно не было. В других районах возникали проблемы из-за, возможно, пробелов в законодательстве. К примеру, были случаи, когда за объекты, которыми должен заниматься район, брался муниципалитет. Это выяснялось уже в ходе проверок. Такое было, допустим, с детскими площадками. Муниципалы не всегда хотят что-то нарушить, просто часто получалось, что за одну и ту же территорию отвечало несколько органов власти. Далеко не всегда мы имеем дело с тем, что кто-то положил бюджетные средства к себе в карман. — Можно ли назвать последние выборы коррумпированными? — В ходе муниципальных выборов мы все наблюдали злоупотребления полномочиями. Мы видели, как не допускали кандидатов к выборам, как потом проводили досрочное голосование — люди отслеживали, что приходило менее ста избирателей, а потом оказывалось, что якобы было две тысячи человек. Это все есть предмет для разговора о злоупотреблениях. — За последние несколько лет уровень коррупции в муниципалитетах возрос? — Я бы так не сказал. В связи с изменениями Бюджетного кодекса — удалось четко сформулировать перечень полномочий — контроля стало больше. Раньше в список полномочий муниципалитета входила безопасность жилого фонда. Сейчас же к нему муниципалам вообще нельзя подходить. Часто превышения полномочий происходят из-за незнания законов. Люди хотели что-то сделать, но зачастую тщательно не изучали закон — чьи это полномочия, на чьей территории они находятся. Теперь стали делать специальные программы, согласовывать их с районами, комитетами. Только после этого бюджет может выдавать субсидии. Если я могу сказать о злоупотреблениях в ходе выборов, то о злоупотреблениях во время расходования городского бюджета мне говорить трудно. Тут не все так просто. Нецелевое использование средств может быть как от злого умысла, так и от непрофессионализма. — Известны случаи, когда муниципальные депутаты обходят закон и получают зарплату через муниципальные унитарные предприятия. Как с этим можно бороться? — Я думаю, что такие приемы, конечно, неправильны. Мы говорим, что есть статья "Содержание местных органов самоуправления". Когда депутаты получают зарплаты через МУПы, то это отражается на статьях расходов — ЖКХ, благоустройство. Когда муниципалы отчитываются и говорят населению, что тратят на свое содержание лишь небольшой процент от бюджета, то в этом есть лукавство. Потому что зарплаты, которые они получают через МУПы, находятся в строках бюджета, указывающих на ту или иную деятельность, не связанную с содержанием муниципальных округов. Допустим, депутат занимается программой военно-патриотического воспитания. Проводит слет и в рамках этого мероприятия получает зарплату. То есть на статье о расходах на содержание муниципалов это никак не отражается, а деньги зарыты в других сферах. Если все это вычленить, то население может возмутиться и сказать: "Зачем же вы тогда говорили, что депутаты все такие общественники, кричат, что курируют разные области и не получают зарплаты, а тут оказывается, что это неправда?!" А ведь в некоторых муниципалитетах такое есть. С точки зрения закона тут никого наказать нельзя. — Получается, что бороться с этим невозможно? — По закону — это не нарушение. Формальные такие действия законны. Это больше этический вопрос. Получается, что везде и всюду депутаты кричат, что занимаются всем на добровольных началах, не получают никаких зарплат, но при этом получают деньги через МУПы. Можно спросить депутата: "Скажите честно, вы получаете бюджетные деньги?", и если он ответит, что получает деньги через МУП, потому что реально работает, что-то контролирует, куда-то ездит, что-то делает, тогда ладно. Закон, к сожалению, так прописан, что депутаты позволяют себе так делать. Но не надо врать и говорить, что ты не получаешь никаких бюджетных средств, если это не так. — Может быть, стоит поменять закон? — Неизвестно, что лучше. Это ведь все чисто этическая сторона. Поменяют закон — найдут какую-то другую лазейку, и она опять же будет ненаказуема. У нас нет четкой ответственности. Допустим, есть закон, что депутаты не должны получать деньги из бюджета муниципальных образований. А если мы узнаем, что он получает, то это автоматически — лишение мандата. Это другое дело. А у нас есть закон, но нет ответственности за его обхождение. Получается: если нельзя, но очень хочется, то можно. — Вносятся ли в закон о бюджете лазейки для коррупции? — Для муниципальных образований это исключено. Они могут получать субсидии из бюджета города только для благоустройства, для программ, которые они сдали до 1 июля в комиссию, в которой находятся и сами муниципалы, есть росписи глав районов, профильных комиссий. Допустим, муниципалы захотят пять миллионов на благоустройство территории, и просят их у города. При этом есть проект, который прошел все согласования и который будет тщательно проверяться КСП (Контрольно-счетной палатой. — Прим. ЗАКС.Ру). Тем более некоторые муниципалитеты и не особо-то просят субсидии, ведь слишком много нужно будет выполнить мероприятий, поговорить с жителями, потратить большое количество времени. — Могли бы оценить работу нынешнего главы совета депутатов Невской заставы Павла Карпова? — Оценивать должны избиратели. Если он был избран, значит, все устраивает. По округу я проезжаю, вижу, что благоустройство идет. Поэтому оценивать не решился бы, это должны делать жители. — Раньше вы работали в муниципалитете, теперь в Законодательном собрании. Где ощущается большая нагрузка, ответственность? — Объем работы в ЗакСе, конечно, больше. Приходится объезжать гораздо большие территории, проводить множество приемов. Есть работа в комитете, комиссии. А ответственность или есть, или ее нет. Думаю, она есть при любой работе, неважно, кто ты, — депутат или водитель. Для справки: Бюджеты петербургских муниципалитетов сравнительно невелики, однако регулярно становятся объектами посягательства недобросовестных муниципалов. За последние годы ряд муниципальных образований оказались в центре коррупционных скандалов, часть из которых привела к уголовным делам. В частности, были возбуждены уголовные дела в муниципальных образованиях Георгиевский, Остров Декабристов, Невский округ, Северный, Малая Охта. В МО Георгиевский в 2012 году было выделено 17 млн рублей на проведение лекций . Планировалось провести 40 лекций по "созданию товариществ собственников жилья", 35 "мероприятий для малого бизнеса" и 10 "мероприятий по гражданской безопасности для неработающих жителей округа". Однако лекции, по-видимому, так и не были проведены. В декабре 2014 года прокуратура Фрунзенского района возбудила против "неустановленных лиц" МО Георгиевский уголовное дело по статье 159 ч. 3 ("Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере"). В МО Остров Декабристов предполагаемые хищения были связаны с непроведенными работами по благоустройству: укладке асфальта, высадке зеленых насаждений. Зимой 2013-2014 годов активисты проекта "Муниципальная пила" исследовали благоустройство в МО Остров Декабристов и обнаружили, что при общей сумме конкурса в 51 млн 184 тысячи рублей, сумма хищений, по их оценкам, составляет 19 млн 14 тысяч рублей, то есть 37% от общей суммы конкурса. По заявлению "Муниципальной пилы" муниципалитет проверили следователи и прокуратура, после чего  было возбуждено уголовное дело по статье 159 ч.3 УК РФ ("Мошенничество") в отношении неопределенного круга лиц из руководства ООО "Технострой", то есть выполнявшего работы подрядчика. Ущерб по делу оценивался в 800 тысяч рублей. Позже было возбуждено второе уголовное дело, связанное с хищениями на укладке асфальта. В Малой Охте в 2013 году были посажены деревья, которые не соответствовали техническому заданию. При этом само техзадание было сформулировано очень подробно, что не позволяло большинству поставщиков претендовать на участие в конкурсе; сумма контракта составляла 5,5 млн рублей. Через год, в мае 2014 года, в отношении подрядчика, ООО "ПетроЛандшафтСтрой", было возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ ("Мошенничество в особо крупном размере"). Еще в ряде муниципальных образований были также обнаружены нарушения, но уголовные дела пока не возбуждены. Так, недавно выяснилось, что глава МО Морские ворота Елена Толкачева выписывала премии самой себе. Толкачева уверяет, что все решения принимались в установленном законом порядке на заседании, однако два депутата не были оповещены об этих заседаниях, а еще два депутата, по официальным документам голосовавшие "за", сообщили, что отсутствовали на одном из заседаний, где якобы принималось решение. Сейчас Морские ворота проверяет прокуратура. Несмотря на это, 23 июня совет Морских ворот назначил Толкачевой очередную премию. Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости29 марта
Смотреть предыдущие новости →






О редакции Реклама